Как определить финансовую пирамиду и как не потерять деньги

Как определить финансовую пирамиду?

Даже взрослые люди, которые много лет где-то работают и понимают, что без труда денег не бывает, в душе всё же очень хотят жить, как Емеля из известной сказки – ничего не делать, лежать на печи и при этом жить припеваючи. На таком человеческом желании стремятся нажиться множество предприимчивых дельцов. В том числе и те, которые повсюду предлагают немалые деньги с минимумом затрат времени или вообще без таковых. Объявления с фразами «пассивный доход» или «возможность заработать 5000 гривен в день за 2-3 часа», «пользуйся продукцией премиум-класса и богатей» заполонили Интернтет-пространство, они также расклеены едва ли не на всех столбах. Почти наверняка в подобных случаях речь идёт о сетевом маркетинге. В компаниях, которые продвигают продукцию таким способом, важен постоянный приход новых участников, а не только и не столько продажа продукции. Иначе – лавочка быстро закроется.

К финансовой пирамиде очень близко понятие сетевого маркетинга. Товар в таких компаниях (например, Amway или Тяньши) всё же есть (для отвода глаз), хотя и стоит он очень дорого по сравнению с магазинными аналогами. Поэтому и привлечь к ответственности владельцев проблематично (но возможно), а жить они могут десятилетиями.

Другие же фирмы громко открываются, работают максимум года три, после чего организаторы с мешками, набитыми денег, начинают новый проект, оставляя нерадивых «бизнесменов» в дураках и с кредитами.

Есть и те, где вместо физического товара (бытовая химия, парфюмерия и т.д.) продаётся так называемая деловая возможность (пример – Intway). Или золотые слитки, которые нельзя потрогать, потому что они хранятся где-то очень далеко, в хранилище банка (Emgoldex).

Что такое финансовая пирамида?

Финансовая пирамида – это система, в которой доход участников обеспечивается не за счёт продажи товара или услуги, а за счёт взносов вновь прибывающих в эту структуру. Тот, кто привёл новичка (или нескольких), получает существенный бонус. Всего лишь приводи людей и зарабатывай. СО временем окупишь своё вложение и начнёшь реально получать большую прибыль просто так. Классно же.

На это и расчёт организаторов. Человек получает первую выплату на банковскую карту. У него загораются глаза – вот оно, дескать, счастье! Новоявленный «бизнесмен» тут же начинает сам приставать к родственникам, знакомым и вообще всем, до кого может дотянуться, и рассказывать про чудо-возможность заработать много денег без ежедневных походов на работу. При этом демонстрируются скриншоты из интернет-банкинга. А там – приличные поступления на карточку. Именно так это и должно выглядеть со стороны – совершай простые действия и будешь богатым.

Таким образом, постепенно количество участников пирамиды растёт. Благодаря качественной обработке, они верят, что являются настоящими бизнесменами и сотрудничают с международной компанией. Хотя, на самом деле, ни о каком бизнесе речи не идёт.

Но наступает определённый момент – и учредители быстро убегают, оставив после себя пустые арендованные офисы и множество обманутых бизнесменов, которые до последнего верят, что произошла какая-то ошибка. А деньги? Они давно уведены в оффшоры, их не вернуть.

Как определить, что имеешь дело с пирамидой?

Есть некоторые критерии, которые позволяют достаточно чётко определить «пирамидальность» схемы. Хотя, организаторы до последнего будут убеждать, что их компания – не такая.

  • минимум конкретики. До последнего никто не скажет, что речь идёт именно о сетевом маркетинге, а слово «пирамида» — и вовсе является табуированным. Вместо этого используются красивые, но ничего не значащие фразы типа «инновационная компания», «быстро растущий бизнес» и так далее. Это делается, в том числе, чтобы заманить человека на презентацию, создав ореол таинственности. А уже на самом мероприятии, «жертву», возможно и удастся психологически «обработать»;
  • для участия обязательно нужны деньги. Размер взноса варьируется. В некоторых пирамидах он составляет несколько сотен евро (то есть, участие доступно практически всем), другие же хотят больше (порой – до нескольких тысяч евро) – тогда порог входа повышается, но у новичка уже горят глаза и он готов брать кредиты, занимать у родственников и знакомых – только бы приблизиться к своей якобы мечте;
  • в «чистой» финансовой пирамиде вообще нет никакого товара. Даже для маскировки. Участники просто передают друг другу деньги;
  • странная учредительная документация. Часто компания регистрируется где-нибудь в оффшорах и не имеет право легально вести деятельность на территории нашей страны. Лицензии на право предоставления каких-либо финансовых услуг у неё тоже нет;
  • мнимая «уникальность» бизнеса. Перед потенциальными членами обязательно нарисуют множество малопонятных диаграмм и скажут, что такого способа зарабатывания денег ранее не было – он изобретён именно основателями данной компании;
  • если мысленно отбросить «шелуху», то оказывается, что главное – приведение новых людей, каждый из которых будет уплачивать вступительный взнос;
  • гарантия космических прибылей. На презентационном мероприятии новичку скажут, что завтра новичок будет сказочно богат. Ну, в крайнем случае, послезавтра. И без труда;
  • из дела нельзя выйти без потерь. Невозможно сказать «до свидания», забрать свои деньги и на этом завершить «бизнес». Вложенное не вернут – это точно. Более того, даже если человек просто плюнет и решит уйти без денег, его будут продолжать преследовать бывшие «партнёры», уговаривать остаться под любым предлогом – дескать, ещё немного, и он точно станет миллионером. Разумеется, делают это они не по доброте душевной, а потому, что каждый участник пирамиды – это лишь источник денег для вышестоящих;
  • атмосфера секретности. Возможно, «вновь прибывшего» даже попросят подписать договор о неразглашении сведений обо всём, что станет известно касательно этой компании. Срок действия такого документа составляет до 10 лет.

Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды –различия и схожести

В Интернете можно встретить огромные по объём рассуждения, которые касаются сетевого маркетинга как финансовой пирамиды. Одни авторы утверждают, что эти понятия тождественны, другие – разбивают доводы первых в пух и прах. Но можно изложить аргументы кратко.

Различия

  • в полностью финансовой пирамиде (например, МММ) нет товара. Вообще. Никакого. В сетевом маркетинге он есть;
  • бонус просто за сам факт привлечения нового клиента «сетевики» не получают – они зарабатывают, развивая структуру и увеличивая товарооборот.

Похожие моменты

  • также, как и пирамида, компания, использующая сетевой маркетинг не может существовать без постоянного привлечения новых участников (и их денег, разумеется). Ведь люди то и дело разочаровываются и уходят – на их место нужны новые;
  • если убрать из так называемого бизнеса приток новичков, то товар, по сути, не будет никому нужен. Даже если это вполне осязаемые вещи (например, предметы бытовой химии или гигиены), то они стоят в разы больше, чем аналоги на полках обычных супермаркетов. Поэтому, компания из MLM не выходит на открытый рынок со своим товаром, а продаёт его только участникам. Что они будут дальше делать с купленными предметами – никого не волнует. Поэтому, можно утверждать, что в сетевом маркетинге товар служит лишь для ширмы. Реальный товар – это сами «бизнесмены».

Стратегии организаторов финансовых пирамид

Почему же, несмотря на множество лопнувших пирамид, люди по-прежнему продолжают нести туда деньги? Учредители компаний на самом деле очень ловко играют на человеческих пороках – жадности, глупости, невежестве, лени. Для этого нужно, как минимум, быть хорошим психологом и обладать умением привлекать к себе людей. У некоторых это прекрасно выходит.

  • подчёркнутый пафос всего происходящего в компании. Для этого, например, придумываются системы званий, минимальное из которых – «независимый предприниматель» или «директор». А с продвижением по «лестнице» такие титулы становятся ещё громче. Ведь очень приятно, когда тебя называют не просто «водитель маршрутки Вася», а «золотой директор». А ещё – множество мотивационных мероприятий (за участие в них нужно ещё и самому заплатить), на которых постоянно чествуют добившихся успехов (то есть, тех, кто привёл больше людей с деньгами), поют песни, хлопают в ладоши. По сути, человека «подсаживают» на эту атмосферу, как на наркотики, ему сложно вернуться к нормальной жизни;
  • все презентации сопровождаются изображениями так называемых символов богатой жизни. Это яхты, виллы на море, пачки долларов или евро, спортивные автомобили и т.д. И пускай, на самом деле далеко не все богачи живут именно так – это неважно. Главное – построить в сознании человека мечту – что-де, если он будет работать в этой компании, то рано или поздно у него будут все эти вещи;
  • умелое выстраивание фраз. В частности, на все вопросы, которые задаются ведущим презентации, нельзя ответить иначе, кроме как утвердительно. Никакого отрицания! Например «хотите ли вы быть богатым?» или «хотите ли вы долголетия для себя и членов вашей семьи?». Разумеется, любой в ответ скажет «да» — и так его подталкивают к подписанию контракта и расставанию с деньгами. Может показаться смешным или нелепым – но это хорошо работает.

Если кто-то обещает лёгкий заработок, нужно быть особенно внимательным. Следует стараться задать побольше вопросов с тем, чтобы выяснить, о какой конкретно компании идёт речь. А дальше можно поискать информацию о ней в сети – это уже немало. Главное – относиться критично и со здоровой долей подозрительности. Если речь заходит о супер-инновационном бизнесе, для вступления в который нужно всего лишь отдать некую сумму денег – почти наверняка, это финансовая пирамида.

 

финансовые пирамиды и как не потерять деньги

Top